Алгоритм
действий межведомственного взаимодействия предусмотренного п.2 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в БУОШИ УР «Республиканский лицей – интернат»
Основание для сообщения |
Кому сообщать |
о нарушении прав и свобод несовершеннолетних |
орган прокуратуры |
о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; |
комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав |
о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию |
орган опеки и попечительства |
о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении |
орган управления социальной защитой населения |
о выявлении родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступления, других противоправных и (или) антиобщественных действий либо склоняющих их к суицидальным действиям или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, в отношении которых совершены противоправные деяния либо которые совершили правонарушение или антиобщественные действия |
орган внутренних дел |
о выявлении состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях несовершеннолетних осужденных, нуждающихся в оказании социальной и психологической помощи, помощи в социальной адаптации, трудоустройстве, о выявленных случаях совершения ими правонарушения или антиобщественных действий, нарушения ими установленных судом запретов и (или) ограничений, уклонения несовершеннолетних осужденных, признанных больными наркоманией, которым предоставлена отсрочка отбывания наказания, от прохождения курса лечения от наркомании, а также медицинской реабилитации либо социальной реабилитации или уклонения несовершеннолетних осужденных от исполнения возложенных на них судом обязанностей; |
уголовно-исполнительные инспекции |
о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ |
орган управления здравоохранением |
о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных организаций или иных организаций, осуществляющих обучение, либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных организациях |
орган, осуществляющий управление в сфере образования |
о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости |
орган по делам молодежи |
о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в трудоустройстве, а также о несовершеннолетних, оставивших образовательную организацию в установленных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" случаях и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в трудоустройстве |
орган службы занятости |
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ классного руководителя по предупреждению правонарушений несовершеннолетних
- Составление социального паспорта класса.
- Выявление случаев раннего неблагополучия детей «группы риска».
- Подготовка необходимых документов для постановки подростка на ВШУ.
- Участие в разработке программы индивидуальной профилактической работы с учащимся.
- Вовлечение учащихся в досуговую, общественно-полезную деятельность.
- Осуществление контроля за посещаемостью занятий, успеваемостью учащихся; по итогам ежедневного оперативного контроля осуществление индивидуальной работы с подростком, информирование родителей.
- Организация индивидуальной работы с родителями.
- Анализ социальной адаптации учащегося, информирование администрации школы, родителей о результатах профилактической работы с подростком.
- При необходимости: подготовка и направление материала на Совет профилактики образовательного учреждения по вопросу о постановке либо снятии подростка с ВУУ.
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ классного руководителя по факту совершения учащимся правонарушения
- Поступление информации от субъектов профилактики о совершении подростком правонарушении.
- Информирование всех лиц, заинтересованных в профилактической работе, по данному факту (заместителя директора по ВР, педагога-психолога и родителей).
- Сбор информации, характеризующей подростка, его окружение, семью.
- Составление характеристики подростка.
- Подготовка необходимых документов для постановки подростка на ВШУ.
- Разработка (корректировка) плана работы с классным коллективом по профилактике правонарушений с привлечением всех субъектов профилактики.
- Разработка (корректировка) плана работы с родителями обучающихся детей.
- Проведение индивидуальной профилактической работы с подростком.
- Анализ социальной адаптации обучающегося, информирование Советов профилактики, администрации школы по результатам профилактической работы.
- При необходимости подготовка и направление материала в КпДН, личное участие в заседании в целях представления интересов подростка, или внесение вопроса о снятии с ВУУ, с учёта в ПДН.
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ при выявлении фактов жестокого обращения с детьми
Понятие и формы жестокого обращения с детьми.
Жестокое обращение с ребенком – это все многообразие действий или бездействие со стороны окружающих лиц, которые наносят вред физическому и психическому здоровью несовершеннолетнего, его развитию и благополучию, а также ущемляют его права или свободу. Жестокое обращение с детьми может проявляться не только в форме физического или психического насилия либо в покушении на их половую неприкосновенность, но и в применении недопустимых способов воспитания, грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации несовершеннолетних, проявлении насилия по отношению к иным членам семьи в присутствии ребенка.
Формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психологическое насилие и пренебрежение нуждами.
Насилие в семье – это любые насильственные действия физического, психологического, сексуального характера, совершенные лицом или лицами, которые связаны с жертвой семейными отношениями.
Пренебрежение нуждами ребенка – отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых.
Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое или постоянное психологическое воздействие родителей, других взрослых или одноклассников, сверстников на ребенка, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера и нарушению психического развития.
Сексуальное насилие – это вид жестокого обращения, который заключается в вовлечении несовершеннолетнего в действия сексуального характера с целью получения взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды.
Физическое насилие – это вид жестокого обращения, когда несовершеннолетнему причиняют боль, применяют телесное наказание, наносят побои, причиняют травмы и повреждения, лишают жизни или не предотвращают возможность причинения страданий, наносят ущерб его здоровью или физическому развитию. Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, – лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.
Семья, находящаяся в социально опасном положении, – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Действия специалистов органов и учреждений системы профилактики при обнаружении явных признаков жестокого обращения с ребенком.
Ребенок считается жертвой жестокого обращения, если в результате действий или бездействий со стороны окружающих лиц ему был причинен вред или он подвергся высокому риску причинения вреда.
Таким образом, специалисты должны уметь распознавать признаки жестокого обращения и проводить оценку риска причинения вреда.
Поводом для вмешательства специалистов, изучения ситуации в семье может быть:
- информация от ребенка;
- информация от родителей (законных представителей), других членов семьи;
- информация от специалистов;
- информация от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;
- информация от представителей общественных объединений;
- результаты медицинского осмотра; - результаты экспертиз;
- дополнительная информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком.
Раннее выявление случаев жестокого обращения в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию, способствует профилактике социального сиротства, суицидов среди несовершеннолетних. Особую роль в выявлении жестокого обращения на ранних этапах играют специалисты учреждений образования, которые имеют возможность наблюдать несовершеннолетнего в течение длительного времени. Особое внимание необходимо уделять выявлению признаков жестокого обращения в отношении:
- несовершеннолетних, проживающих в семьях, находящихся в трудной жизненной или кризисной ситуации, состоящих на обслуживании в учреждениях социальной защиты населения, а также в едином банке данных о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении;
- несовершеннолетних, поступивших с телесными повреждениями в учреждения здравоохранения, или проживающих в семьях, состоящих на медико-социальном сопровождении; - несовершеннолетних, родители которых состоят на учете в органах внутренних дел;
- несовершеннолетних, посещающих учреждения образования, имеющих проблемы в обучении и поведении, пропускающих занятия по неуважительным причинам, или несовершеннолетних из неблагополучных семей, состоящих на ВУК.